Главная Версия для печати Карта сайта Помощь Версия для слабовидящих

Российскому государственному геологоразведочному университету им. Серго Орджоникидзе 100 лет

Российскому государственному геологоразведочному университету им. Серго Орджоникидзе 100 лет

Своими воспоминаниями делится ректор Вадим Косьянов

5 декабря ведущий геологический вуз страны МГРИ-РГГРУ отмечает вековой юбилей. Геология, наука, позволяющая человечеству открывать и ставить себе на службу богатства планеты — металлы, минералы, энергетические ресурсы, — на протяжении столетий является одним из важнейших приоритетов в развитии экономики большинства стран мира. Но в России, с ее несметными недрами, геология особенно важна. Поэтому столетие вуза, являющегося локомотивом геологоразведочной отрасли страны, — большой праздник.

В числе преподавателей и ученых университета более 80% докторов и кандидатов наук, в том числе 55 академиков и членов-корреспондентов различных российских академий, 32 заслуженных деятеля науки и техники, 12 заслуженных работников высшей школы. Многие ученые МГРИ-РГГРУ являются первооткрывателями месторождений полезных ископаемых мирового уровня, новых видов минералов. Именем вуза был назван минерал мгриит (Cu3AsSe3), открытый при участии сотрудников вуза.
Сегодня воспоминаниями о своем студенческом времени делится Вадим КОСЬЯНОВ, выпускник 2002 года, а ныне ректор МГРИ.

Вадим Александрович, помните, как вы поступали в вуз? Была ли у вас тогда альтернатива МГРИ, «запасной вариант»?

— Тогда, в 1990-х годах, были в моде специальности юристов и экономистов. Но мне всегда нравились и легко давались точные науки: физика, математика (я закончил школу с медалью). А потому, когда я приехал из Смоленской области в Москву поступать в вуз, выбирал между МГРИ, Горным институтом и МИСиСом. Съездил в каждый из них. И душа сразу легла к МГРИ.

— Значит, нравилось учиться?

— Когда мы учились, геологоразведочный был совсем не тот, что сейчас. Многим нашим преподавателям тогда было не больше 40–50 лет. И может быть, поэтому им удалось создать в вузе какую-то уникальную молодежную атмосферу.

— Можете назвать любимые предметы и самых любимых учителей?

— Предметы мне нравились сложные — те, что студентов, как правило, пугают. Например сопромат. А среди любимых учителей — те, кто вел у нас эти предметы. Например, Борис Михайлович Ребрик, который преподавал теоретическую механику; Сергей Михайлович Лузанов (сопромат); Евгений Семенович Булгаков (прикладная механика). До сих пор регулярно общаемся с Александром Михайловичем Лимитовским — он был моим научным руководителем при защите кандидатской диссертации и консультантом при подготовке докторской. Он и сейчас работает в нашем вузе.

Вспоминаете свою студенческую жизнь?

— Разумеется, и с удовольствием. Только она сильно отличалась от нынешней. Тогда были трудные времена, и на учебу тратилось лишь столько времени, сколько требовалось, чтобы не запустить ее. Из тех студентов, что жили в общежитии, был вынужден подрабатывать даже не каждый второй, а каждый первый. Например, работали в кафешках — кто грузчиками, а кто, скажем, лепил пельмени. Кто-то устраивался и «по специальности» — в серьезных производственных организациях или в фирмах, занимавшихся бурением артезианских скважин для дачников. Наш студенческий труд, конечно, использовался как второстепенный, неквалифицированный. Но сколько таких скважин мы пробурили в одном только Подмосковье! Проходили мы, конечно, и настоящую производственную практику — например, в Сергиевом Посаде или на Полярном Урале, где участвовали в геологоразведочных работах.

— Трудно было?

— Скорее, было большое чувство ответственности. Поступая в МГРИ, из двух ключевых специальностей вуза — прикладная геология и технология и техника геологической разведки — я выбрал вторую. А главные отличия «технарей» от «чистых геологов» сводятся к двум вещам: у нас гораздо меньше романтики и гораздо больше ответственности. Труд буровиков очень ответственный, работа ювелирная и идет она на сложнейшем оборудовании. Конечно, студенты работали на практике на второстепенных участках. Но и нам тоже иногда доверяли управлять буровой установкой.

Советская система высшего образования отличалась тем, что предприятия брали студентов на практику с удовольствием. Ведь летом они в массовом порядке отправляли своих штатных сотрудников в отпуска. А студентов брали на временную работу на их места, да при этом еще и экономили на зарплатах. Когда же победил рынок, все захотели побольше пройденных метров, высоких скоростей проходки. Люди стали получать зарплаты в зависимости от выработки, а потому вкалывают теперь и летом, и зимой. И мест для студентов не осталось. Не хотят допускать их до производства и по другой причине — чтобы не замедлять и тем более не останавливать технологический процесс. Кстати, по той же причине зачастую не внедряются сейчас и новые технологии. Придумали, например, недавно аспиранты новые коронки для бурения — с высокими рабочими качествами и явно перспективные. Умудрились даже выпустить опытные образцы. Но чтобы опробовать эти новшества перед внедрением, надо остановить производственный процесс — заменить коронки, сделать хронометраж, следить за износом и т.д. А на это никто не идет.

— Что дал лично вам вуз, разумеется, помимо знаний, для жизни, для карьеры, для саморазвития?

— Здесь работало — и, конечно же, работает и сейчас — очень много порядочных людей. И они вкладывали в нас, студентов, не только профессиональные знания и навыки, но и многое другое — например, понимание, что далеко не все меряется рублем; что схитришь где-то — а твоя же хитрость через какое-то время навредит тебе же; что высокие требования нужно предъявлять прежде всего к себе и лишь затем распространять их на других людей. Все это через определенное время мне очень помогло, и в частности в работе ректора. Ведь докторская-то степень — это больше вопрос научный. А здесь нужны административные навыки. И формировать их мне также помогла студенческая жизнь. Я был и старостой группы, и вместе с другими ребятами участвовал в конференциях, и играл в КВН. Общественная жизнь дает очень много: умение общаться, находить компромиссы, она учит, что иногда даже свою правоту нужно завуалировать, что ли, чтобы окружающие сами сказали: да, ты прав. Вот все это мне и дал МГРИ, за что я ему очень благодарен. А сейчас геологоразведочный университет является значимой частью моего мира. Теперь настало время платить нашему университету за полученную путевку в жизнь. И я это с удовольствием делаю.

Коллектив газеты «Московский комсомолец» поздравляет всех сотрудников, выпускников и студентов МГРИ-РГГРУ с юбилеем. От всей души желаем вам талантливых учеников и больших открытий, чтобы следующее столетие для вуза оказалось не менее  звездным, чем прошедшее. С праздником!

Марина Лемуткина    



Возврат к списку

Почта МГРИ-РГГРУ


Школьный Факультет Российского Государственного Геологоразведочного Университета
Профком Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015
Институт дополнительного образования МГРИ-РГГРУ

Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015


Научно-образовательные центры МГРИ-РГГРУ
Наука и инновационные технологии, разработаные в МГРИ-РГГРУ
banner_cons.jpg

Журнал «Известия вузов. Геология и разведка»
Кадровое агентство ГЕОРЕСУРС