Главная Версия для печати Карта сайта Помощь Версия для слабовидящих

Что? Где? Когда? на «ГеоАртеке-2018». Борис Хейфец не только об игре

Специальным корреспондентам Отдела по связям с общественностью МГРИ-РГГРУ Владимиру Ни и Алсу Тазетдиновой удалось поговорить с организатором игр Что? Где? Когда? на II Международном слете юных геологов «ГеоАртек-2018» Борисом Хейфецем.

По его мнению, каждая интеллектуальная игра – открытие. И чем больше таких открытий будут совершать наши дети, тем лучше будет их собственное будущее и будущее всей страны. Цели проведения игр для ребят тоже понятны. Они служат интеллектуальному развитию, получению и совершенствованию ребятами новых знаний и умений, формируют у них системный подход к освоению материала школьной программы и самостоятельно полученных знаний. Кроме этого, помогают их социализации и вырабатывают коммуникативные навыки работы в команде.

Борис Хейфец как преподаватель с большим стажем считает, что интеллектуальные игры не только повышают культурный и интеллектуальный уровень участников, но и учат их системному подходу к поиску, обработке информации и нахождению оптимального решения, рациональной организации мыслительного процесса, быстрой реакции на изменение ситуации, и, конечно, получению дополнительной мотивации к самосовершенствованию. Важен еще один аспект: в ходе игр ребята получают понимание об игровом этикете, учатся соблюдать неписанные правила игр, а, значит, и жизни.

750-GA-ЧГК_3.jpg
Борис Хейфец с победителями Интеллектуальной игры в "ГеоАртеке-2018"

- Откуда появляются ваши вопросы?
- Я ничего особо нового не придумывал, я брал просто какие-то конкурсы и адаптировал их для детей, потому что для детей надо писать отдельно, то есть надо учитывать очень много факторов. Например, если я буду задавать 5-ти 6-тиклассникам вопросы, требующие каких-либо знаний, хотя бы с названиями химических элементов, это будет просто некорректно, они этого не проходили. Я допускаю, что если у ребёнка родители химики, то он наверно уже в первом классе знает всю таблицу Менделеева, но это же единичные случаи.
Кстати у меня был случай, проводил тренировку для 5-го класса и один мальчик выдает все названия государств и их столиц. Вот все, и в Америке, и в Азии, и в Африке - все что угодно.
Спрашиваю: - Ты специально учил? Отвечает: - Нет. - А откуда ты это всё знаешь? - А меня, когда я был маленьким родители, наказывая, ставили в угол, и там карта висела!
То есть заранее предугадать, что ребёнок знает, а чего ребёнок не знает, практически невозможно, всегда есть дети, которые вместе с родителями заняты чем-то увлекательным и знают очень много по любой теме. В нашем случае это, конечно, семьи геологов.

- Как вы определяете тематику игр, есть ли какие-либо приоритеты?
- Для того, чтобы педагогам было как-то проще готовить детей к игре, всегда определяются какие-то направления. Мы начали проводить тематические игры, но берём обычно темы никак не связанные со школьной программой. Например, мы проводили игры по темам: «кругом вода», «дом», «лес», «сад и огород». Мы пытаемся найти воду везде, то есть если речь идет о теме «кругом вода», то мы находим воду везде: в литературе, в живописи, в музыке, в кино и на этом берём для вопросов лучшие образцы мирового культурного наследия. Во-первых, это самому интересно. Когда я готовился к игре по геологии - взял соответствующий том энциклопедии. Долго и упорно его читал, очень интересные моменты там встречались…

- Например, название минералов, это же тоже геология?
- Да, это тоже, но знать названия -  не главное. Понимать, как выглядят сами минералы, где их можно использовать, какие новые технологии с ними связаны. Множество связанных смыслов.
Как Вы думаете, знают ли все, кто изучает геологию, что означит «аквамарин» на латыни?
- «Вода моря» - это цвет одного из самых красивых камней.
На самом деле очень хорошо, если юные геологи знают всё про карстовые разломы уральских гор, но мне как раз гораздо важнее чтобы ребёнок знал не просто карстовые разломы и принципы их образования. Мне важнее чтобы он смог бы на карте показать, где они находятся. Вот, собственно говоря, чем интеллектуальная игра отличается от школьной олимпиады.
Надо читать, надо больше интересоваться жизнью  вокруг. Вот узнал, прочитал, нашел, увидел, наткнулся на какое-то новое для себя слово - надо залезть в словарь и посмотреть, что это за слово, откуда оно взялось, почему именно так называется. Мне кажется, это очень интересно.
Геолог должен в своей области быть любознательным: знать, где какие-то минералы или полезные ископаемые упомянуты в песнях, и в живописи, и в кино. Так мы расширяем кругозор, общие знания. То, что там написано в учебнике про вулканы, про недра, про изыскания – всё это вы выучите. А вот то, что Вам удалось подметить самому, на собственном исследовательском опыте – совсем другое. Я думаю, что геологу очень важно быть любознательным и быть наблюдательным.

750-GA-ЧГК_4.jpg
Юные геологи на интеллектуальной игре Бориса Хейфеца

- Например, геологу знать важно, чем пахнет руда, содержащая мышьяк?
- Мне кажется, что особенно для ребят очень важно про это именно рассказать. Такие детали еще больше привлекут их к предмету, они с ещё большим энтузиазмом будут вгрызаться в гранит науки, каждое слово которой станет им понятно.
Вот, например, я учитель математики, спрашиваю вас: вы знаете, как по-гречески будет столик? - Нет. - Трапеция. Отсюда слово трапеза, между прочим. А как по-гречески «идущие рядом»? Параллель. - А как будет слово стягивающий? Вы это слово очень хорошо знаете. - Гипотенуза. - А теперь вы, как студенты скажите, зная такие вещи вам интереснее было бы изучать математику? Безусловно…

- Чем отличается интеллектуальная игра от олимпиады по предмету?
По форме. Предметная олимпиада это индивидуальная проверка углублённых знаний по конкретному предмету. Интеллектуальная игра – командное интеллектуальное соревнование, когда все участники команды работают одновременно.
По формату. На интеллектуальных играх большая часть вопросов ориентирована на построение логических цепочек, а не на «чистое» знание. Хотя без определённых знаний логическую цепочку не построить. То есть мы учим детей не просто что-то знать, а применять различные знания каждого члена команды для поиска верного ответа.
По содержанию. Вопросы для игр составляются на базе широкого спектра отечественного и мирового культурного наследия, включая области живописи, музыки, литературы. Тут нет привязки к конкретному предмету. Это обеспечивает метапредметный подход и использование межпредметных связей при формировании игрового материала.

- Как Вы пришли в Что? Где? Когда?, что Вас туда затянуло?
- В общем случайно. Я пришел в ЧГК довольно поздно в 1995-ом году, просто познакомился с человеком, который играл в одной из команд высшей лиги Москвы, и он меня пригласил в команду. Я с ним играл, потом свою команду собрал, и еще немного поиграл… Потом с 1997-го года я начал придумывать интеллектуальные игры для детей.
Да, учитель я, учитель. Мы всей командой, когда собирались и тренировались, каждый придумывал какие-то свои задания, конкурсы. И я подумал, почему бы не сделать отдельные игры для детей. И это было сделано. А результат игр «ГеоАртека» у вас перед глазами.

- Так что дает ребятам участие в интеллектуальной игре?
- Прежде всего, игра заставляет ребят думать. Желательно – своей головой. Они учатся работать в команде, понимать друг друга с полуслова, принимать нестандартные решения, искать ответы на самые разные задания в условиях ограниченного времени.
И, тем не менее, как мне кажется, самое главное всё-таки не это. Я всегда заканчиваю игру словами: - Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое и интересное. Однако, самое главное – участие в турнире дает не только сами по себе новые знания. Игроки учатся добывать знания самостоятельно, получив на игре внутренний стимул, о котором сказано в русской поговорке «охота пуще неволи».
Если некий среднестатистический  школьник стал добывать знания по собственной воле, иногда даже с удовольствием – считаю, что наша задача выполнена. А здесь, на «ГеоАртеке», школьники отнюдь не среднестатистические.

750-GA-ЧГК_2.jpg
Борис Хейфец и "не среднестатистические" школьники


Возврат к списку

Почта МГРИ-РГГРУ


Школьный Факультет Российского Государственного Геологоразведочного Университета
Профком Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015
Институт дополнительного образования МГРИ-РГГРУ

Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015


Научно-образовательные центры МГРИ-РГГРУ
Наука и инновационные технологии, разработаные в МГРИ-РГГРУ
banner_cons.jpg

Журнал «Известия вузов. Геология и разведка»
Кадровое агентство ГЕОРЕСУРС