Главная Версия для печати Карта сайта Помощь Версия для слабовидящих

Перспективы развития и внедрения инновационных технологий в сфере поиска, оценки, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. Итоги «круглого стола» в Государственной Думе.
В Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы прошел "круглый стол" на тему: "Перспективы развития и внедрения инновационных технологий в сфере поиска, оценки, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых".
В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители органов власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций.
С докладом выступил ректор РГГРУ В. И. Лисов.
Участники "круглого стола" отметили, что рациональное использование минерально-сырьевой базы России может быть обеспечено только при условии применения инновационных технологий в сфере поиска, оценки, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. Однако российские компании–недропользователи стали сокращать расходы на НИОКР. Участники "круглого стола" отмечали также, что формирование инвестиционной активности в России невозможно без четкого понимания потребностей и перспективных направлений развития инноваций во всех значимых отраслях экономики. Эти потребности должны формироваться исходя из нужд крупнейших российских недропользователей. Переход на инновационный путь развития предполагает подготовку квалифицированных кадров, техническое и технологическое перевооружение геологоразведочной и горнодобывающей отраслей.
Также «круглым столом» рекомендовано обеспечить реализацию мер, предусмотренных «Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год» (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации  30.12.2009 г.), направленных на стимулирование инновационной активности (например, создание «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций).
Правительству РФ рекомендовано ускорить внесение на рассмотрение Федерального Собрания РФ законопроекта "О внесении изменений в Закон РФ "О недрах".

Текст выступления ректора РГГРУ, профессора В. И. Лисова


Уважаемые участники круглого стола!
Во-первых, я хочу выразить признательность за организацию круглого стола и сказать, что Университет высоко оценивает это начинание Госдумы.
В течение текущего года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно возвращался к оценке данной проблемы в ходе ряда встреч с руководителями предприятий, бизнесменами и учеными на конференциях и заседаниях и заседаниях, указывая, что: «Без инноваций наша экономика обречена» и «Наш курс на инновационное развитие страны сохраняется», и ряд других, что свидетельствует о важности инновационного направления для экономического развития нашей страны.
В связи с этим представляет особый интерес рассмотрение состояния формирования и использования инноваций в сфере недропользования - одного из основных сегментов национальной экономики на данный период, для определения путей его развития.
1. Тенденции в МСК России. Как свидетельствует научно-практическая конференция, проведенная Роснедрами, РГГРУ и др. организациями «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность» (12.05.2008.), минеральные ресурсы России - это национальное богатство: геологоразведочными и добывающими отраслями обеспечивается 30% ВВП, за счет минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается 80% валютных поступлений страны.
После распада СССР положение в минерально-сырьевом комплексе России и стран СНГ, образовавшихся на месте бывших союзных республик, крайне осложнилось. При адаптации деятельности геологической службы России к условиям рыночной экономики был игнорирован накопленный десятилетиями в СССР опыт Копирование западных систем организационного построения, систем управления и функционирования геологической службы применительно к России явилась стратегическим упущением. Это привело к дисбалансу всей системы, в связи с чем:
- суммарный объем финансирования не обеспечивает выход в неисследованные труднодоступные районы и повышение глубинности геологического изучения недр с целью создания минерально-сырьевого поискового задела для будущего. Поисковый задел для текущей и среднесрочной перспективы геологоразведочных работ практически исчерпан;
- приросты запасов по большинству видов важнейших полезных ископаемых не компенсирует объемы их добычи. Декларируемые высокие приросты запасов не соотносятся с объемами и видами выполняемых геологоразведочных работ, в связи с чем, их реальность вызывает оправданные сомнения;
- «Долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства МСБ до 2020 года» даже при полной реализации может компенсировать не более 70% выбывающих запасов. При этом следует иметь в виду, что увеличение ВВП страны к 2020 г. в 2,5-3 раза приведет к возрастанию потребления минеральных ресурсов в 1,5-2 раза. На этом фоне сокращение разведанных запасов к 2020 г. станет одним из главных ограничителей экономического роста в России;
- имеющиеся производственные мощности недостаточны для выполнения объемов и видов работ, намеченных на период до 2020 года;
- государственной геологической службы России реально не существует. Она представлена подразделениями центрального аппарата Роснедра и его территориальными органами. Сохраненные ФГУП ни нормативно, ни организационно не являются составными частями Государственной геологической службы. Удельный уровень кадровой обеспеченности работ по государственному геологическому изучению в России не превышает 13% от аналогичной обеспеченности передовых зарубежных стран;
- недопустимо снижены полномочия и роль Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Ведомственная подчиненность ГКЗ несовместима с его ролью независимого экспертного органа;
- социальная защищенность работников геологических предприятий находится на низком уровне. Их деятельность в сложных природных, зачастую экстремальных условиях, не компенсируется ни уровнем зарплаты, ни условиями медицинского обслуживания, ни уровнем будущего пенсионного обеспечения. Эти факторы привели к резкому снижению престижа специальностей геологического профиля, оттоку кадров в другие сферы деятельности и поставили отрасль на грань кадрового кризиса;
- через процедуры акционирования, приватизации и банкротства поставлена на грань выживания и в значительной степени ликвидирована отраслевая система прикладных научных организаций и т.п.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о системном кризисе геологической отрасли, деструкция которой вплотную приблизилась к точке невозврата.
Дисбаланс системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы может быть ликвидирован только через реализацию системных мер, ориентированных на длительную перспективу с учетом обеспечения минерально-сырьевой безопасности России.
Необходимо учитывать также, что в последние годы в нашу жизнь вошло понятие глобализации. При этом речь идет о специфическом проекте - попытке утверждения «Нового мирового порядка». Практическая задача глобализации рынка - это передача минеральных ресурсов под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ. Идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к концепции государства и перестройке системы международного права.
Вхождение РФ в международный сырьевой рынок требует обеспечения конкурентоспособности, преодоления различных процессов в мировом рынке, а также внедрения высокотехнологичных процессов в переработку минерального сырья.
2. Инновации в МСК. Развитие современного общества неразрывно связано с нововведениями, которые становятся атрибутом макро- и микроэкономических преобразований, где использование научных методов инновационного управления превращается в важный фактор экономического развития.
Одним из условий обеспечения реальной хозяйственной самостоятельности и успешного функционирования основного звена хозяйственной системы в рыночных условиях является экономическое развитие. С понятием «развитие» связывают процесс количественных и качественных преобразований, которые возможные только при реализации достижений научно-технического прогресса, состоящих преимущественно из инновационных объектов.
Это направление имеет особое значение для сферы недропользования, в которой нововведения и инновации во многом определяют развитие и использование минерально-сырьевой базы - важнейшего источника социально-экономического благополучия общества на современном этапе.
Основываясь на ряде работ известных ученых в этом направлении (Е.А. Козловский, В.Ю. Зайченко и др.), понятия слов «новизна», «новшество», «нововведение», «инновации» и «инновационный объект» позволяют сформировать понятие словосочетания «инновационный процесс в сфере недропользования» в следующем виде: «инновационный процесс в сфере недропользования — это совокупность последовательных действий, направленных на развитие и использование организационных, технических, экономических, правовых, технологических, методических и иных действий, обеспечивающих образование и внедрение новшеств — инноваций, созданных в результате интеллектуальной деятельности, в целях повышения эффективности хозяйствования при геологическом изучении и использовании недр».
Процесс может реализоваться как на базе ранее созданных инновационных объектов, так и вновь полученных новшеств различного вида, путем разработки на их основе инноваций, готовых к внедрению. Таким образом, формирование инноваций — это придание новшеству законченной формы, пригодной для промышленного использования с целью решения экономических и социальных задач; а использование инноваций — это внедрение созданных инноваций в производство.
Направления инновационного развития в сфере недропользования невозможно реализовать без создания новых организационных форм управления, к которым следует отнести: нормативно-правовые, экономические финансовые, методические и иные виды инноваций, отвечающие современному развитию глобализации.
Разнообразие видов и типов инноваций, создаваемых и используемых в сфере недропользования, требует их классификации, начиная с инновационных объектов как основы создания на их базе инноваций, так и критериев их определения. В связи с этим важно установить характерные признаки инновационных объектов и основные критерии инноваций, которыми следует руководствоваться при управлении инновационным процессом в сфере недропользования, как, например, новизна в мировой или отечественной практике, высокая доходность от реализации, наличие правовой охраны, социально-экономическая значимость.
Нельзя не отметить и тот факт, что еще в 2002 году был издан приказ МПР России от 24 июня № 372 «О утверждении плана инновационной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды», которым был утвержден достаточно полный и целенаправленный план мероприятий по развитию инновационной деятельности в природно-ресурсной и природоохранной сфере, однако он даже частично не был реализован по неизвестным причинам. Этот план мог бы послужить прообразом подхода к разработке современной Программы формирования инновационной политики в области научно-технического и технологического обеспечения геологического изучения недр, которая должна базироваться на технических, технологических, управленческих, экономических, финансовых, торговых и других инновациях, использование которых позволило бы получить значительный эффект от внедрения их в производство. В этом заключается инновационная политика эффективного воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, которая должна быть представлена в виде Программы.
Говоря об инновационном процессе в сфере недропользования важно сделать главный вывод - процесс геологического изучения недр является, безусловно, инновационным, так как в результате познания строения, минералогении, геофизических, литологических, геодинамических, геоморфологических и других особенностей недр устанавливаются все новые и новые закономерности и геологические факты, которые являются новшествами в области наук о Земле и базой для последующих этапов изучения, выявления и открытия месторождений полезных ископаемых, ввод в эксплуатацию которых имеет большое социально-экономическое и геополитическое значение для России.
5. Наука и инновация. Анализ показывает, что российская промышленность теряет свой инновационный потенциал из-за хронического недофинансирования российской науки после 1991 г. Так, несмотря на абсолютные цифры роста, доля финансирования затрат на НИОКР в ВВП снижается - с 1,12% в 2007 г. До 1,03% ы 2008-м. Кстати, по этому показателю Россия занимает всего лишь 31-е место в мире. Страны-лидеры — Израиль (4,68%), Швеция (3,6%), Южная Корея (3,47%), Финляндия (3,46%), Япония - (3,44%), США (2,68%), Франция (2,08%). Причем в этих странах доля государства в финансировании затрат на исследования и разработки гораздо ниже, чем у нас. Например, в Японии в 2007 г. Она составляла около 16%, в США - около 29%, а в России - 61%. Российский корпоративный и частный бизнес пока недостаточно мотивирован инвестировать в этот сектор, и его участие имеет тенденцию к снижению - с почти 40% в 2007 г. до менее 30% в 2008-м (http://strfWorganization.aspx?Catalogld=221& по^25726).
Выступая 25 декабря 2009 г. на заседании Комиссии при президенте по модернизации, Д.А. Медведев выразил сожаление о незначительности затрат по внедрению новых технологий российскими нефтяными компаниями в сравнении с западными. Известен «показатель наукоемкости» ВВП. Например, для нефтяных компаний важны долларовые затраты на инновации к тонне производимого условного топлива. Такой показатель составляет в «Shell» 5,67 и в «ExxonMobil» - 3,02, а в «Газпроме» - 0,29; «Сургутнефтегазе» - 0,39; в «Татнефти» - 0,72; в «Роснефти» - 0,06 (это меньше почти в 100 раз, чем в «Shell»). При таких сравнениях следует учитывать диверсифицированность нефтяных компаний, однако ясно, что многие российские компании теряют конкурентоспособность.
Развивая этот вопрос, мы хотим отметить, что на первый план после стратегии исследования недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы выходит ряд практических наболевших проблем.
Отработка и обогащение руд. Недостаточная изученность месторождений и их геолого-технологических особенностей при слабой сырьевой обеспеченности и низких экономических показателях добычи вынуждают горно-добывающие предприятия переходить к селективной отработке наиболее богатой части руд.
Отдельная проблема - использование на этапах добычи и переработки руд новых и нетрадиционных технологий. Как показывает опыт, в ряде случаев их применение может кардинально поменять само представление о промышленном месторождении, позволяет вовлечь в эксплуатацию с высокой эффективностью бедные руды. Разработка и массовое внедрение таких технологий, как кучное, чановое и подземное выщелачивание, предобогащение руд, гидродобыча и других, могут и должны стать одними из приоритетных направлений сотрудничества геологических служб стран СНГ.
Комплексное использование минерального сырья. Эта проблема продолжает оставаться в числе важнейших геолого-технологических и экономических задач. В настоящее время недостаточная комплексность добычи и переработки извлекаемых полезных ископаемых приводит к потерям до 20-30% учтенных в недрах запасов. Наиболее значимые потери возникают на стадии переработки добытых руд. При этом в отвалах предприятий безвозвратно теряются многие ценные компоненты.
Коэффициент извлечения нефти. Степень использования запасов нефти в странах СНГ в настоящее время является одной из самых низких в мире, однако накопленный в отечественной и мировой практике научно-технический потенциал современных методов увеличения нефтеотдачи месторождений не востребован. Продолжение такой практики неизбежно приведет к кризису нефтедобычи.
Основная причина упомянутых негативных процессов - отсутствие внятной государственной политики рационального использования запасов нефти. За годы «перестройки» коэффициент извлечения нефти упал с 45% до 29%, в связи с чем в недрах остались не извлеченными свыше 4-6 млрд т. нефти.
Использование техногенных «месторождений». В настоящее время только в России накоплено более 12 млрд. т твердых отходов. Эти отходы по своим технологическим свойствам и запасам зачастую превосходят руды, добываемые из недр. Только в отходах цветной металлургии содержится, тыс. т: меди - 7790, свинца - 980, цинка - 9140, никеля - 2480, вольфрама -129, лития - 97. В этих залежах есть в промышленно значимых количествах и другие полезные компоненты, в том числе драгоценные и редкие металлы, рассеянные элементы. Естественно, для активного освоения горнопромышленных отходов и включения их в реестр сырьевых объектов потребуется провести их инвентаризацию, а также скорректировать правовую и методическую базу для возможности обращения с ними как с источниками минерального сырья.
Создание информационно-аналитических систем. Законом «О недрах» предусмотрено создание в стране единой информационной системы недропользования, которая должна обеспечивать повышение эффективности использования геологических информационных ресурсов в интересах всех недропользователей, а также субъектов Федерации и государства в целом. Подобная система должна позволить осуществлять мониторинг минерально-сырьевой базы - от месторождения до отрасли в целом по запасам, недропользователям и с моделированием состояния минерально-сырьевой базы до 2030 г.
Открытая экономика и транснационализация отраслей. Открытая экономика делает добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, уровню собственных производственных затрат и состоянию своих активов, включая горные сооружения, технику и сырьевую базу. Успешность деятельности предприятий во многом становится зависимой от умения найти собственные ниши на мировом и внутреннем рынках, от правильного определения объемов производства и его номенклатуры и т.п.
Экологические аспекты использования минерально-сырьевой базы. Как известно, качество окружающей среды в районах расположения горно-металлургических, нефтеперерабатывающих и химических предприятий нередко крайне неудовлетворительное. Их промышленные отходы дают большое количество токсичных образований.
Например, в России ежегодно производится до 75 млн. т опасных отходов, 18% утилизируются, а более 65% направляются в специальные хранилища. Ежегодно 70% токсичных отходов накапливаются в хранилищах предприятий по производству минеральных удобрений и ядохимикатов. Площадь почвенного покрова, загрязненная тяжелыми металлами и фтором достигла 3,6 млн. га, а площадь почвенного покрова с высокой степенью загрязнения составляет уже 253 тыс. га. Поэтому важнейшей нашей совместной задачей является совершенствование технологических процессов с целью создания безотходных технологий и исключения выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу токсичных и вредных веществ - отходов промышленного производства.
Геологическая информация и защита прав геолога на эту информацию. Вопрос этот сложный, требующий серьезной правовой проработки. Совершенно очевидно, что ввод в хозяйственный оборот информационных геологических ресурсов и интеллектуальной собственности в сфере недропользования является важным источником для извлечения доходов. Нашим государствам необходимо выйти на общепринятую цивилизованную практику защиты интеллектуально-информационнной собственности в области недропользования, без чего в рыночных условиях результаты труда разведчиков недр обесцениваются. Необходимо законодательное оформление прав первооткрывателей и разведчиков месторождений по части прибыли, полученной при отработке месторождений.
Выработка приоритетов и стратегии совместных действий по развитию минерально-сырьевых комплексов России и стран СНГ. Для этого необходимо в ближайшее время провести совместную фундаментальную работу по анализу и прогнозу развития нашего ресурсного потенциала с определением его места, роли и конкурентоспособности в мировой экономике, с учетом глобальных тенденций геологического развития, освоения новых видов сырья и материалов, а также необходимости более глубокой переработки минерально-сырьевой продукции. Ключевым должно быть рассмотрение минерально-сырьевых комплексов наших государств в совокупности и взаимодополняемости, в связи с чем Россия и другие страны СНГ приобретут более значимый вес в мировой экономике. Интегрированная минерально-сырьевая база наших стран по отдельным видам минерального сырья не только конкурентоспособна, но и является весьма значимой в мире.
Естественно, что каждая из поставленных задач должна иметь четкую проработанность развиваемых направлений, соответствующую мировому уровню технологий, а реализация мероприятий должна дать возможность решить важнейшие социально-экономические задачи наших стран, для чего необходимо:
- максимально обеспечить внутренний рынок продукцией минерально-сырьевого комплекса, производимой из сырья, добываемого в странах СНГ;
- проработать стратегию взаимоотношений со странами - обладателями потенциальных минерально-сырьевых ресурсов, особенно дефицитных в странах СНГ;
- перейти в ближайшей перспективе от преимущественно сырьевого направления экспорта к преобладанию экспорта продукции более глубокой переработки и готовых форм;
- повысить конкурентоспособность отечественной продукции минерально-сырьевого комплекса на мировом рынке и увеличить валютные поступления от экспорта;
- снизить социальную напряженность и обеспечить занятость населения в районах действия горнодобывающих предприятий, в особенности это касается цветной металлургии; улучшить экологическую обстановку за счет применения наиболее прогрессивных технологий, более полного и комплексного использования минерального сырья.
4. РГГРУ и его роль в развитии исследований и подготовке кадров. МГРИ-РГГРУ с начала своего становления развивались по главному направлению - исследование и оценка недр, разработка методов и методик, техники и технологии поиска полезных ископаемых. Значительная часть подготовленных кадров обеспечила деятельность Министерства геологии СССР, Минсредмаша, промышленных министерств и Министерства обороны СССР. Те же задачи стоят перед Университетом и сейчас, однако в более суровых условиях. Естественно, рыночные отношения наложили отпечаток -стало трудно искать контакты, формировать студенческий состав, принимать участие в научно-исследовательских работах организаций и предприятий.
Характеризуя образовательный и научных потенциал РГГРУ следует отметить специальности по новой лицензии от 15 июня 2009 г.. Это - прикладная математика и информатика; экология и природопользование; геоэкология; менеджмент; экономика и управление на предприятии; геология и разведка полезных ископаемых; геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых; геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых; поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания; геология нефти и газа; прикладная геохимия, петрология, минералогия; горное дело; физические процессы горного дела или нефтегазового производства; маркшейдерское дело; открытые горные работы; подземная разведка месторождений полезных ископаемых; нефтегазовое дело; бурение нефтяных и газовых скважин; прикладная математика; технология обработки драгоценных камней и металлов; водоснабжение и водоотведение; инженерная защита окружающей среды.
Имея подготовку и переподготовку специалистов по указанным специальностям, Университет обеспечивает принципиальные подходы к исследованию и использованию минерально-сырьевых ресурсов, в частности:
- поиск и оценка минерально-сырьевых ресурсов, включая аэро¬космические методы исследований;
- технологические методы и средства поисков полезных ископаемых, включая нефть, твердые металлические и неметаллические полезные ископаемые, уран, алмазы, оценку водных ресурсов (подземных вод);
- экономико-правовая и экологическая подготовка кадрового состава.
Мы предусматриваем в нашем плане развития создание по указанным направлениям совместно с Роснедрами, Росатомом, РАН специализированных лабораторий, которые должны обеспечить развитие принципиальных направлений на инновационной основе, о чем было сказано выше.
РГГРУ также имеет аспирантуру по соответствующим 27 специальностям.
Предельная численность по очной форме обучения - 3880 чел.
В соответствии с Положением о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций и заключениями ВАК РГГРУ разрешается деятельность 11 советов по 23 специальностям.
Приведенные данные показывают уникальный потенциал РГГРУ (в сравнении с другими ВУЗами). Отчасти многие направления работ РГГРУ относятся к сфере «двойных технологий», попадая в сферу утвержденной приказом Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 256 «Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года». Данная стратегия разработана Минпромторгом, Минобрнауки, Роскосмосом, ГК «Росатом».
Наш интерес к тематике данного Круглого стола обусловлен развитием Стратегии развития РГГРУ до 2020 г. Российская высшая школа должна внести весомый вклад в разработку эффективного «ассиметричного ответа» по повышению конкурентоспособности национального производителя сырья, товаров и услуг не только в самой России, но и в других странах, в первую очередь стран СНГ.
Мы понимаем, что необходим поворот к «инновационной экономике», повышению роли знаний, образования, новой техники и технологии. Однако действующая правовая основа базы МСК России тормозит этот переход.
В мировой практике же некоторые инновационные задачи решаются, например, введением особых налогов на использование устаревших технологий. Так, в конце 40-х годов в США был введен налог на «объем запаянного вакуума» радиоламп, который быстро обеспечил переход на полупроводники (диоды, триоды и др.) в аппаратуре и создаваемых первых ЭВМ.
Важно сочетать импорт новой техники и технологий и развитие ряда конкурентных машино- и приборостроительных производств. Российские геологоразведочные предприятия вынуждены приобретать в США, Канаде и других развитых странах многие виды бурового, геофизического оборудования и программного обеспечения. Таковы вертолетные электроразведочные комплексы VTEM канадской компании GEOTECH. Импортные пошлины на это оборудование обнулены. Часто такое оборудование создается новыми инновационными фирмами с численностью от 5 до 25 чел. Ввиду того, что новейшие насыщенные электроникой приборы и оборудование, как правило, относятся к изделиям «двойного применения», по условиям импорта из США их запрещено вскрывать и ремонтировать в России (таковы геологические цезиевые высокоточные магнитометры). Эта же практика показывает, что для освоения подобного автоматизированного оборудования требуется знание англоязычной терминологии (важна более глубокая языковая подготовка в профильных ВУЗах).
Мы также считаем, что крайне необходимо возвратиться к обсуждавшейся проблеме - разработке свода законов в изучении и использовании недр — принятию «Горного кодекса России» (кстати, ранее в России он успешно действовал).
Ограниченность финансовых средств, как на уровне государства, так и крупных и средних добывающих компаний обуславливает в инновационной политике необходимость выстраивания приоритетов по разведке и освоению видов минерального сырья, в первую очередь стратегически важных.
В этой связи для особо приоритетных сфер МСК России нужны адекватные налоговые и таможенные инструменты. Так, США отличаются от развитых стран ОЭСР либеральной экономической политикой и более низким уровнем федерального подоходного налога на ежегодную прибыль корпораций в пределах 15-34% (в европейских странах 38-55%). Одновременно в США расходы на НИОКР и образование - это важнейшая часть государственных капиталовложений. В России пока принижена стимулирующая роль налоговых льгот в целевой государственной политике.
В США, например, велика роль льгот по инвестициям в новые производственные фонды в виде инвестиционной налоговой скидки. Текущие расходы на НИОКР также вычитаются из облагаемой налоговой базы. Налоговый кредит на прирост НИОКР представляет собой вычет из налога на прибыль компаний определенной доли (%) от суммы дополнительных приростных расходов на НИОКР. За базу берутся среднегодовые затраты в установленном периоде (в США - по 20%, но во Франции - уже 50%). В ряде случаев дополнительные расходы на НИОКР не должны превышать 50% от суммы базисных затрат за указанный период.
Нельзя не сказать о существующих скидках для контрактов по исследовательским проектам, выполняемым внешними исполнителями, развивающими фундаментальную науку (в США - это чаще всего университеты): налоговая скидка компаниям, финансирующим фундаментальные НИР и предоставляющим для этого оборудование с правом вычета из облагаемой суммы прибыли стоимости переданной техники (в США - до 100%); скидка с налога на прибыль в размере 20% расходов компаний на программы фундаментальных НИР, выполняемых университетами по контрактам с компаниями (важна для военно-промышленных и энергетических компаний).
Далее. Существенные льготы мелкому наукоемкому бизнесу. В США имеется особое стимулирование организаций, работающих в области приоритетных прикладных НИР: освобождение от налогообложения их доходов; право вычета из облагаемого дохода производителей суммы средств, переданным таким организациям (но не выше 5% облагаемого дохода компаний), а также стоимости научного оборудования, переданного компанией и т.п.
В целом специальные налоги и льготы могут иметь четко выраженный отраслевой (технологический) характер и быть привязаны к показателям снижения материалоемкости, энергопотребления и др.
Кроме налоговой политики, ориентированной на ускорение инноваций, для МСК России важны организационные факторы, в частности создание крупных и средних интегрированных корпораций, которые бы включили в себя прикладные научные и образовательные структуры.
К сожалению, РГГРУ испытывает нехватку нового оборудования для проведения прикладных исследований и разработок. Нужна лучшая адекватная информационная, научно-педагогическая и технологическая среда для подготовки кадров. Для примера, можно ли готовить квалифицированных геологов, геофизиков и горных инженеров, если научная библиотека не получает иностранных научных журналов? Ответ для присутствующих на этом Круглом столе ясен.
Кроме того, РГГРУ нуждается в создании ряда новых базовых кафедр в организациях МПР, ГК «Росатом», а также оборонного комплекса.
Эксперты РГГРУ изучили и положительно оценили опыт деятельности Института международных отношений (ИМО) в ядерном МИФИ.
Наш Университет в течение многих лет готовит кадры иностранных граждан для Европы, Африки, Азии и Южной Америки и мы намерены продолжить эту практику с учетом интереса России во взаимовыгодном сотрудничестве с другими странами.
В заключение хочу отметить, что для реализации требований о развитии инновационного процесса в Российской Федерации, высказанных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, необходимо в сфере недропользования разработать и приступить к выполнению Программы создания и внедрения инноваций, как на основе уже имеющихся результатов интеллектуальной деятельности, так и за счет ее развития в перспективе. Важно подчеркнуть, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и перспективе в значительной степени определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования.

В. И. Лисов,
Ректор РГГРУ,
Заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент РАО,
доктор экономических наук,
профессор  

Возврат к списку

Почта МГРИ-РГГРУ


Школьный Факультет Российского Государственного Геологоразведочного Университета
Профком Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015
Институт дополнительного образования МГРИ-РГГРУ

Аспирантура МГРИ-РГГРУ 2015

Научно-образовательные центры МГРИ-РГГРУ
Наука и инновационные технологии, разработаные в МГРИ-РГГРУ
banner_cons.jpg

Журнал «Известия вузов. Геология и разведка»
Кадровое агентство ГЕОРЕСУРС