Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск

Центр современных научно-образовательных технологий (ЦСНОТ)

Научный руководитель – проф. В.И.Лисов


В Российском государственном геологоразведочном университете МГРИ-РГГРУ создан Центр современных научно-образовательных технологий (ЦСНОТ).

Назначение: Внедрение лучших инновационных разработок российских и иностранных ученых в образовательный и научно-исследовательский процесс обучения современного горного инженера.

Концепция базируется на трех основных составляющих:

  1. Научно-технические достижения российских и иностранных ученых в отраслях, связанных с поиском и освоением природных ресурсов;
  2. Современные высокопроизводительные компьютерные технологии и оборудование, применяемые в науке, технике и образовании;
  3. Культурологические знания и достижения психологии, философии, менеджмента, позволяющие реализовывать оптимальные возможности развития каждого работника, выявлять проблемы эффективности и качества работы и находить способы преодоления этих проблем.

Центр современных научно-образовательных технологий (ЦСНОТ) МГРИ-РГГРУСубъекты: студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры, аспиранты университета, преподаватели, менеджеры геологоразведочных, добывающих и смежных организаций.

Структура: Центр ЦСНОТ составляют три организации: Российский государственный геологоразведочный Университет МГРИ-РГГРУ, ОАО «Научно-производственная корпорация» РЕКОД и Молодежный ФОРУМ Лидеров горного дела.

Название открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация» РЕКОД образовано от слов «Результаты КОсмической Деятельности». ОАО НПК «РЕКОД» является головной организацией и полномочным представителем Федерального космического агентства по подготовке и реализации совместных соглашений, программ и проектов с субъектами Российской Федерации и другими потребителями в области использования результатов космической деятельности, в том числе системы ГЛОНАСС и клиентских приложений этой системы. Осуществляемое ОАО НПК «РЕКОД» комплексное космическое обеспечение основано на создании и совместном использовании космических продуктов и услуг навигации, дистанционного зондирования Земли, гидрометеорологического, картографического и других видов космического обеспечения в интересах государственных и муниципальных нужд и широкого круга других конечных пользователей.

На основе инновационно-образовательных программ, предоставляемых ОАО «НПК РЕКОРД» Университету, будет сформирована система подготовки и повышения квалификации специалистов в области использования результатов космической деятельности в природно-ресурсной сфере.

Молодежный Форум лидеров горного дела является площадкой угольной и горнорудной промышленности для личностного и профессионального развития молодых специалистов, реализации молодежных инициатив и обмена опытом, а также пополнения кадрового резерва профильных компаний. Целью форума является консолидация молодых кадров угольной и горнорудной промышленности путем создания открытого объединения на основе эффективного взаимодействия государства, работодателей, профильных учреждений профессионального образования, отраслевых научно-исследовательских организаций и профсоюзных объединений для формирования и развития кадрового потенциала горной промышленности.

Задачами Форума являются мотивация молодых специалистов Университета, а также студентов, магистрантов к развитию лидерских и ориентированных на результат установок, а также реализация инициатив, направленных на качественный рост и содействие перманентному обучению с использованием новых подходов и технологий.

Союз трех таких мощных организаций дает новый импульс для подготовки горных инженеров, соответствующих постоянно возрастающим современным требованиям.

Начиная с 2013 г. в рамках ЦСНОТ, помимо Аэрокосмических технологий, развиваются такие направления в учебном процессе, как:

  • робототехника и автоматика в нефтяной промышленности;
  • альтернативные и нетрадиционные источники энергии;
  • нанотехнологии;
  • медицинская геология.

Предполагается на базе этих направлений открытие новых специальностей и специализаций с получением соответствующих лицензий.

Согласно плану мероприятий ЦСНОТ обеспечивает оборудование аудиторий медийной аппаратурой и интерактивными средствами обучения:

  • современными автоматизированными имитационными тренажерами и системами виртуальной реальности, включающими комплексы учебных и технологических задач и ситуаций (Например по управлению технологическим процессом бурения скважин; контролем за работой скважины; эксплуатация линейной части магистральных газо-нефте-проводов, водопроводов и пульповодов; управление работой различной горной и геологоразведочной техники;
  • автоматизированными информационно-справочными системами с комплексами справочных данных и информации, содержащихся в различных отраслевых фондах.

Умелое использование возможностей ЦСНОТ значительно облегчает труд преподавателя, повышает качество и эффективность учебного процесса.

Центр современных научно-образовательных технологий (ЦСНОТ) МГРИ-РГГРУИспользование виртуальных электронных математических моделей на основе оригинальных нейронно-сетевых симуляторов, создаваемых Университетом, позволяет конструировать, обучать и использовать нейронные сети для проведения исследований в таких сложных областях как аэрокосмические и нанотехнологии.

Одним из направлений деятельности Центра современных научно-образовательных технологий является Медицинская геология. Медицинская геология актуальное направление естественных наук, возникшее на стыке геологии и медицины. Она изучает воздействие геологических объектов и процессов естественного и техногенного происхождения, связанных с минерально-сырьевым комплексом и его производными, на здоровье людей и животных, состояние растений, а также обстановки, при которых такое влияние становится возможным.

Проводятся совместные исследования с Российским геологическим обществом в следующих направлениях медицинской геологии.

  • Фундаментальные исследования: создание моделей прогноза, основ моделирования, картирования очагов современной флюидной активности Земли (геопатогенных зон, биогеохимических ореолов)
  • Прикладные задачи: медицинская (экологическая) геохимия и медицинская элементология; медицинская горнопромышленная геология; медицинская минералогия (терапевтическое использование минералов и биоминералогия); медицинская радиогеоэкология (проблема радона, природные и техногенные источники воздействия радионуклидов на здоровье) и др.

На ГРФ МГРИ-РГГРУ сохранилась уникальная коллекция урановых руд, что позволяет проводить исследования по изучению влияния природных радиоактивных элементов на окружающую среду.

В целом на базе ЦСНОТ в ближайшее время планируется реализовать не только ряд имеющихся в научно-образовательном секторе экономики уникальных инструментов для обучения студентов и проведения исследований, но и создать качественно новые модели, исследуемых в МГРИ-РГГРУ предметных областей.

В качестве примера использования в учебном процессе, приведем пример тренажера буровой установки:

Назначение: предназначен для получения первоначальных профессиональных автомоторных навыков у студентов, обучающихся по специализации 130102.3 – «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» направления подготовки 130102 – «Технология геологической разведки».

Состоит из 3-х основных моделей (механической, электрической и математической):

1. Действующий лабораторный стенд – механическая модель колонны бурильных труб, включающий макет бурильной колонны в виде гибкого упругого вала, приводной электродвигатель с переменной скоростью вращения, прикрепленный к верхнему концу бурильной колонны, и электромагнитный тормоз, имитирующий работу бурового инструмента, прикрепленный к нижнему концу бурильной колонны.

2. Действующий лабораторный макет длинной электрической линии, являющийся электрическим аналогом механической модели, состоящий из источника электрической энергии, линии электропередачи, и потребителя энергии с изменяемыми характеристиками.

3. Виртуальная электронная математическая модель буровой установки, созданная с помощью программного комплекса «МВТУ», позволяющая моделировать в совокупности все основные технологические процессы, происходящие при бурении геологоразведочных скважин.

Из рисунка, на котором показаны все три компонента в масштабе, условно отображающем возможности каждой из моделей, видно, что наибольшими возможностями обладает математическая модель процесса бурения.

Процесс проведения занятия на тренажере предполагает начальное теоретическое Введение, в ходе которого студенты получают информацию о том, что физические процессы, происходящие в каждой из моделей, описываются одинаковыми дифференциальными уравнениями. Следовательно, решения этих уравнений будут также одинаковыми, и выводы, полученные для одной из моделей, будет возможно распространить на другие модели.

Каждая из моделей обладает собственной наглядностью и возможностями, что дает возможность студенту получить всесторонние комплексные знания, а работа с комплексом моделей (с тремя) дает существенный эффект в освоении изучаемого материала.